RitmInMe - Примеры анализа - Современники
- modified 05.08.13
Имеем 6-стопный ямб. Поскольку в выбранном стиле вольности не приветствуются, то строка 9 должна быть дополнена слогом – например, обращением "Ты".
Что касается сверхсхемных ударений в строке 7 ("сыр") и 23 ("грех"), то у меня всё нарастает желание выдать общественности такую формулировку:
"Если можно счесть, что соседние слова образуют некоторое гиперслово (т.е. описывают цельный объект или действие), то они читаются вместе и с одним ударением."
Т.е. по моему высокому мнению и так хорошо – эти ударения есть, но они не выпячиваются, не портят ритмического рисунка.
Мелкие придирки:
1). Вроде бы сочетание знаков препинания ", —" используется только при оформлении прямой речи. Здесь её нет, так что в каждом конкретном случае нужно выбрать что-то одно.
2). В строке 13 я бы написал "мне" с большой буквы.
3). В строках 18 и 19 двойное употребление слова "давно". Я бы попытался разнообразить слог.
Материал для анализа: ( как такой сделать – инструкция, что обозначают колонки таблицы - инструкция)
elzmaximir Рубаи (подражание)-10 |
|
|||||||||||||
Совета просишь ты, — как жизнью насладиться? |
1 -/-/---/---/- A ямб, 84% |
Со- |
ве- |
та |
про- |
сишь |
ты, — |
как |
жиз- |
нью |
на- |
сла- |
дить- |
ся? |
Кого любить, чему и у кого учиться? |
2 -/-/-/---/-/- A ямб, 92% |
Ко- |
го |
лю- |
бить, |
че- |
му |
и |
у |
ко- |
го |
у- |
чить- |
ся? |
Ты хочешь жизнь за миг познать, за миг прожить?.. |
3 -/-/-/-/-/-/ B ямб |
Ты |
хо- |
чешь |
жизнь |
за |
миг |
по- |
знать, |
за |
миг |
про- |
жить?.. |
|
Зачем тебе, внучок, так рано в гроб ложиться? |
4 -/-/-/-/-/-/- A ямб |
За- |
чем |
те- |
бе, |
вну- |
чок, |
так |
ра- |
но |
в гроб |
ло- |
жить- |
ся? |
*** |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как весело вокруг!.. И жизнь кипит ключом… |
5 -/---/-/-/-/ C ямб, 91% |
Как |
ве- |
се- |
ло |
во- |
круг!.. |
И |
жизнь |
ки- |
пит |
клю- |
чом… |
|
А мне он норовит то в темя, то в плечо. |
6 -----/-/---/ D ямб, 75% |
А |
мне |
он |
но- |
ро- |
вит |
то |
в те- |
мя, |
то |
в пле- |
чо. |
|
Иной, глядишь, не напрягаясь, — как сыр в масле… |
7 -/-/---/--//- E ямб, 76% |
И- |
ной, |
гля- |
дишь, |
не |
на- |
пря- |
га- |
ясь, — |
как |
сыр |
в мас- |
ле… |
Откроет ли тот ключ мне скрытый родничок?.. |
8 -/---/-/---/ F ямб, 83% |
От- |
кро- |
ет |
ли |
тот |
ключ |
мне |
скры- |
тый |
род- |
ни- |
чок?.. |
|
*** |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жизнь моя — располосатая, что тельник, |
9 //----/---/- G хор., 66% |
Жизнь |
мо- |
я — |
рас- |
по- |
ло- |
са- |
та- |
я, |
что |
тель- |
ник, |
|
Местами светлая, местами — тёмный ельник. |
10 -/-/---/-/-/- G ямб, 92% |
Мес- |
та- |
ми |
свет- |
ла- |
я, |
мес- |
та- |
ми — |
тём- |
ный |
ель- |
ник. |
Но с некоторых пор одна лишь полоса. |
11 -/---/-/---/ H ямб, 83% |
Но |
с не- |
ко- |
то- |
рых |
пор |
од- |
на |
лишь |
по- |
ло- |
са. |
|
Семь дней в неделе, из них каждый — понедельник. |
12 -/-/---/---/- G ямб, 84% |
Семь |
дней |
в не- |
де- |
ле, |
из |
них |
каж- |
дый — |
по- |
не- |
дель- |
ник. |
*** |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ик! — кажется… мне кажется, мы увлеклись… |
13 -/---/-----/ I ямб, 75% |
Ик! — |
ка- |
жет- |
ся… |
мне |
ка- |
жет- |
ся, |
мы |
ув- |
лек- |
лись… |
|
Какая-то передо мной другая жизнь, |
14 -/-----/-/-/ J ямб, 83% |
Ка- |
ка- |
я- |
то |
пе- |
ре- |
до |
мной |
дру- |
га- |
я |
жизнь, |
|
И путешествия меня приутомили… |
15 ---/---/---/- K ямб, 76% |
И |
пу- |
те- |
шес- |
тви- |
я |
ме- |
ня |
при- |
у- |
то- |
ми- |
ли… |
— Браток, очнись! И с четверенек поднимись. |
16 -/-/---/---/ I ямб, 83% |
— Бра- |
ток, |
оч- |
нись! |
И |
с чет- |
ве- |
ре- |
нек |
под- |
ни- |
мись. |
|
*** |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неужто улыбнётся счастье? Кто ответит? |
17 -/---/-/---/- L ямб, 84% |
Не- |
уж- |
то |
у- |
лыб- |
нёт- |
ся |
счас- |
тье? |
Кто |
от- |
ве- |
тит? |
Давно не верю я в гаданья и в приметы. |
18 -/-/---/---/- M ямб, 84% |
Дав- |
но |
не |
ве- |
рю |
я |
в га- |
дань- |
я |
и |
в при- |
ме- |
ты. |
К чему? Давно мой ангел крылья опалил. |
19 -/-/-/-/---/ N ямб, 91% |
К че- |
му? |
Дав- |
но |
мой |
ан- |
гел |
крыль- |
я |
о- |
па- |
лил. |
|
И всё ж, неужто Бог лишь только дурней метит? |
20 -/-/-/-/-/-/- L ямб |
И |
всё |
ж, не- |
уж- |
то |
Бог |
лишь |
толь- |
ко |
дур- |
ней |
ме- |
тит? |
*** |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Скажи, старик, ты много в жизни напортачил? |
21 -/-/-/-/---/- O ямб, 92% |
— Ска- |
жи, |
ста- |
рик, |
ты |
мно- |
го |
в жиз- |
ни |
на- |
пор- |
та- |
чил? |
Греха нажил? Что строил, что перемастрячил?.. |
22 -/-/-/-----/- O ямб, 84% |
Гре- |
ха |
на- |
жил? |
Что |
стро- |
ил, |
что |
пе- |
ре- |
мас- |
тря- |
чил?.. |
— Без порчи дела нет. Грех было б не грешить. |
23 -/-/--//---/ B ямб, 75% |
— Без |
по- |
рчи |
де- |
ла |
нет. |
Грех |
бы- |
ло |
б не |
гре- |
шить. |
|
А потому и ты не бойся портить, мальчик |
24 ---/---/-/-/- P ямб, 84% |
А |
по- |
то- |
му |
и |
ты |
не |
бой- |
ся |
по- |
ртить, |
маль- |
чик |