RitmInMe Описание программы Оператор цифровой трансформации - Dilibrium / Дилибриум
Facebook    Twitter    Google+    LiveJournal    Мой Мир
ВКонтакте     Одноклассники

Font Size

Примеры анализа произведений

Здесь вы можете видеть различные примеры анализа произведений. Хотя это несколько сильно сказано: имеют место результаты программной обработки стихотворных текстов, и лишь к некоторым - мои, сделанные в меру разумения и не претендующие на истину в последней инстанции, комментарии.

Представлены и классика, и попса и кое-что другое. Принцип подбора? Да никакого: что накопилось по ходу отладки программы, то и разместил. Что-то помнил с детства, что-то услыхал в маршрутке, что-то попалось в сети…

Из трёх окон выдачи программы получается до пяти колонок:

Примеры анализа произведений

Экран программы, используемый для анализа, может содержать (по усмотрению производящего анализ):

- № поэтической строки (проза игнорируется);
- основной текст произведения;
- панель конца строки, содержащая (для поэтической строки)
   •  № поэтической строки (в старых версиях результата анализа);
   •  количество слогов в строке;
   •  отображение ритма условными символами ("/" – ударный слог, "-" - безударный);
   •  схему рифмовки (малые буквы - "мужская" рифма, большие - "женская" и дактилическая);
   •  стихотворный размер (по желанию - с указанием степени соответствия);
   в случае, если поэтическая строка не закончена, информация о ней выводится на синем фоне (и частично);
   для строк прозы панель имеет серый фон, на котором по центру отображается среднестатистический размер фрагмента стиха;
- отображение ритма слогами с цветовой подсветкой:

ПримерФонНазначение

пи-

белый

Безударный слог.

шу

голубой

Ударный слог.

 

желтый

Сейчас не используется (был альтернативный ударный слог, предполагается - ударный слог из словаря произведения).

ме-

фиолетовый

Редакторская правка: ошибочно безударный слог (пропуск ударения, пиррихий), или же слог, полагающийся безударным, исходя из конкретной языковой ситуации.

снеж-

кирпичный

Редакторская правка: ошибочно ударный слог (сверхсхемное ударение, спондей), или же авторский ударный слог, на который следует обратить внимание.

   для строк прозы поле отображение ритма либо пусто, либо содержит разметку ритма стиха, фон которой - серый для обычной строки прозы и оранжевый для конца фрагмента; эту разметку, как и ударность/безударность слогов ритма, можно менять кликами левой клавиши мышки или через контекстное меню, вызываемое по правой клавише мышки (там же можно работать с авторским ударением или с цезурой); разметка служит основой для вывода вертикальных линий, разделяющих стопы;

- ремарки (редакторские примечания).

Правда, достоверность этих колонок различна. В основную я поместил самое достоверное: найденные мною в интернете авторские тексты. Но уже в третьей отображение ритмичтости – результат работы программы и моей вычитки, схема рифмовки основана на "понимании" программой только точных (в орфоэпическом смысле) рифм, а стихотворный размер и процент его соблюдения – статистические характеричтики имеющейся ритмичности. Отображение ритмичтости в четвёртой колонке лишь несколько детализирует представленное в третей. Ну, а уж примечания полностью на моей совести. Они отражают мои попытки разобраться, почему некоторым авторам позволительны вольности с ритмом, и им это сходит с рук.

Иногда удобнее подать ритмичную картинку в текстовом виде - например, через экспорт в режиме "code":

1: 15 -! -- -! -:! -! -! -!- · · A: Напрасно Буратино детских глаз невинным взором
2: 15 -! -- -! -:- ?- -- -!- · · A: Пытается запутать намеренья прокурора.
3: 14 -! -! --: -! '- -! -! · · ·b: Они незыблемы, прочны, как из вольфрама нить –
4: 14 -! -! -!: -! -! -- -! · · ·b: Мужчине выпал шанс на службе древо посадить!

Различий по сравнению с графическим вариантом немного. Для того, чтобы схема ритма символами выводилась ровнее, пришлось поменять местами панель и текст произведения. Ударный слог здесь обозначено символом "!", цезуру (весьма условную) - ":", ошибку в ударении (ритме) - "?", слог, волюнтаристски полагающийся безударным - "'". Примечания опущены.

Естественно, все результаты анализа сваливать в кучу нехорошо, поэтому имеем разделы:

 

Классики

Классические примеры стихосложения. Просматривать с благоговением!

Эстрада и кино

Попса.

Интересные примеры

Или извращения...

Клиника
Доброго Поэтического Вивисектора

Анализируя встреченные на просторах интернета стихи, я обнаружил, что некоторые авторы то ли скромничают, завышая стихотворный размер своих творений, то ли таким образом экономят строки. Причём зачастую не просто записывают, скажем, 3-стопный ямб как 6-стопный, а и оставляют внутри строк в завуалированном состоянии хорошие рифмы... И я решил: если поэт смог качественно записать что-то в более изящном виде, почему бы ему не указать на это? "Порезать" строки не так уж и долго, а читается стих после такой операции не в пример приятнее...

Размещение результатов анализа на сайте

Для тех, кто решит воспользоваться моей программой и разместить нечто аналогичное на своих сайтах, порекомендую воспользоваться выводом в html-формате. Получаемые файлы самодостаточны, хотя и настроены на конкретное сочетание шрифтов, цветов и рамок. Дабы избежать разнобоя в оформлении, я скармливаю джумле (вернее, редактору JCE 2.3.1 с обрубленной проверкой HTML) только таблицу, а классы (немножко подправив) поместил в шаблон. В настоящее время на сайте работают вот такие классы:

/*
Классы для вывода примеров анализа произведений:
основной текст - панель - ритм - пусто - рецензия - абзацы.
*/
.bas-r {COLOR:#000000; background:#FFFFFF; border-right:1px solid windowtext; nowrap;
        margin:0px !important; padding:0px 6px !important;}
.pan-r {FONT-SIZE:10pt; FONT-FAMILY:Courier New; color:#000000; background:#FFFFFF;
        border-right:1px solid windowtext; nowrap; margin:0px !important; padding:0px 1px !important;}
.td-r  {FONT-SIZE:10pt; COLOR:#000000; background:#FFFFFF; align:left; valign:center; nowrap;
        margin: 0px !important; padding:0px !important;}
.no-r  {border:none; margin: 0px !important; padding:0px !important;}
.rec-r {color:#000000; background:#FFFFFF; border-left:1px solid windowtext; nowrap;
        nowrap;margin:0px !important;padding:0px 0px 0px 10px !important;}
.pg-r  {COLOR:#000000; background:#FFFFFF; margin:0px !important;}
.pd-r  {line-height:1em; margin:0px !important;}