RitmInMe Описание программы Оператор цифровой трансформации - Dilibrium / Дилибриум
Facebook    Twitter    Google+    LiveJournal    Мой Мир
ВКонтакте     Одноклассники

Font Size


3. Рифмовник              
 
    5. Настройки
 

 

4. Словари и статистика

Словари для данной программы – ещё более необязательная к использованию функция, чем рифмовник. Если Вас удовлетворяет стартовый уровень как в Ворде (в словаре запоминаются конкретные словоформы неизвестных слов), то тратить время на этот раздел не сто́ит. Разве что есть смысл прочитать об онлайн-словарях (орфографические, толковые, синонимов), к которым настроен доступ в программе – раздел 4.8. Ну и статистика... Но это уже на любителя.

Но, раз в ходе настройки программы удалось привести их хоть к какому-то удобоваримому виду – оставляю их доступными в надежде, что кто-то всё-таки будет создавать свои словари или воспользуется имеющимися. Доступ возможен из пункта главного меню "Словари" и по кнопке , а словарь всех форм для конкретного слова – из контекстного меню окна редактирования текста.

Программа "Ритм во мне"

 •  проверка ритмичности стихов;
 •  определение стихотворного размера;
 •  встроенные рифмовники;
 •  разметка рифмовки;
 •  проверка правописания;
 •  словари (русский, украинский);
 •  ведение пользовательских словарей;
 •  количество слогов в строке;
 •  сервис для работы со стихами из
    интернета.

Увы, купить достаточно полный электронный орфоэпический словарь с правом распространения (платно или бесплатно) в интернете меня жаба давит, самому создать такой нет возможности, и потому базовый словарь строился на основании имеющегося в интернете в сводном доступе материала с некоторым расширением (по сравнению с академическим подходом) в сторону характерных для поэзии форм. Например, практически все существительные с окончанием "-ние" имеют форму на "-нье", и, что ещё более ужасно – в предложном падеже допустимым считается (хоть и с пометкой "устаревшее") окончание "-ньи". По этой же причине словарь транскрипций (орфоэпических форм, "все формы, обратный") строился не на выверенном большим коллективом словаре транскрипций, а на некотором алгоритме, их порождающем на основании словаря с ударениями. Но для рифмовника этого оказалось достаточно.

Я ориентировался на орфографические словари А. А. Зализняка и В. В. Лопатина, выверял результаты по материалам М. Хагена, по мере обнаружения погрешностей вносил изменения. В конце концов, ошибок в предлагаемых версиях электронных словарей доли процента, что для живого человека соответствует абсолютному уровню грамотности.

В качестве полноценного справочника базовые словари выступать не могут – пользуйтесь словарями из интернета (теми, которым Вы доверяете) и проверенными бумажными. Содержимое и оформление интернет-словарей лежит полностью на их владельцах. Из-за изменения оформления возможна ситуация, когда какой-то интернет-словарей прекратят должным образом открываться по ссылке из моей программы. В этом случае (или если Вы имеете что предложить в список словарей) просьба сообщить мне.

Внутренние словари программы для внутренних целей и предназначены – например, для ведения пользовательских словарей. Особо заморачиваться (если Вы не программист, возжелавший сотворить что-то похожее) содержимым этой главы вряд ли сто́ит.

Как складывался перечень используемых словарей? Для реализации основной функции данной программы достаточно словаря всех словоформ с ударениями. Для рифмовника – аналогичного словаря орфоэпических форм (транскрипции) этих словоформ. Но, поскольку эти словари с точки зрения программирования строятся как индексные файлы на базе орфографического словаря и справочников парадигм и схем ударений, а мне хотелось предоставить пользователю возможность построения собственных словарей, то добавились и эти.

Реализованы три уровня словарей: базовые, словари пользователя и словари произведения. При анализе словари всех форм просматриваются в обратном порядке, в результате чего описатель слова из словаря произведения имеет приоритет над словом из словаря пользователя, а они вместе – над базовым.

Словари личных имён и географических названий по структуре идентичны орфографическому. Разделение произошло из-за того, что эти термины сильно захламляли бы рифмовник, а так их можно подключать или отключать по желанию. В данный момент базовый словарь имён заполнен слабо, а использовать ли пользовательский или словарь произведения – дело Ваше.

Канула в Лету идея словаря аббревиатур: поведение у этих лингвистических образований весьма предсказуемое, использование в поэтическом творчестве – редкое, а обслуживать целый словарь только из-за подсказок под элементами окна отображения ритмичности вряд ли оправдано. Так что Вам предлагается либо проставить в использованной в стихе аббревиатуре ударение (если аббревиатура воспринимается как единое слово), либо разбить её для анализа точками.

4.1. Работа с орфографическими словарями

4.1.1. Просмотр словарей

Далее изложение ведётся на примере базовых словарей для русского языка. Так, окно просмотра для орфографического словаря имеет 4 основных панели:  

1. инструменты;
2. текущий словарь;
3. дерево словарей;
4. браузер.

Размер панелей 2-4 можно изменять согласно своим потребностям с помощью перетаскивания границ. Текущий словарь можно развернуть на всю высоту экрана с помощью кнопки .

Пользователь выбирает необходимый ему словарь в дереве словарей или задаёт выборку из контекстного меню. Вернуться в предыдущий словарь (или на главное окно программы) можно кнопкой , расположенной в левом верхнем углу окна (аналогичная кнопка, расположенная над браузером, для браузера и предназначена).

Перемещение по тексту словаря производится вручную или с помощью поиска. Окошко поиска инициализируется напрямую или контекстно (набором первого символа в панели текущего словаря). Поиск выполняется по ключу текущего словаря и результаты индицируются по мере набора текста. Если очередной символ неприемлем для данного словаря, то он не заносится в окно поиска и оно желтеет. Если набранный текст не найден в словаре, то окно краснеет.

Орфографический словарь – самый сложный из входящих в базу данных данной программы. Он является основой для многих действий, его записи индицируются для иллюстрации работы других словарей. В самом простом варианте при просмотре элемента этого словаря мы видим таблицу его склонения/спряжения, словоформы в которой при помощи подсветки разделены на неизменную часть слова (базу) и изменяемое окончание. Подсвечен так же ударный символ.

Если активировать кнопки расшифровки (обведены красным), то можно увидеть "кирпичики", из которых построена данная словарная статья (набор окончаний парадигмы и схему ударений), а так же орфоэпические формы слов:

Меню панели текущего словаря (см. очередной рисунок) и кнопки панели инструментов отчасти дублируют друг друга. Рассмотрим действие кнопок.

Исторически на первом месте в панели находится кнопка  – "горшок с золотом", предназначенная для пополнения словаря из внешнего источника (см. п.4.1.3). Впрочем, пользователю она вряд ли нужна.

Следующие три кнопки служат для настройки степени подробности расшифровки информации о парадигме.

Кнопка  /  – "кирпичики" – служит для отображения исходников используемой парадигмы и схемы ударений (в случае, если последняя не статична). Если эта кнопка зелёная, то на экране под строчкой с номером строки в словаре, информацией о коде парадигмы и ударении отображается таблица из трёх строк, первая из которых – номера словоформ, вторая – их окончания, третья – ударения. Номера словоформ при этом индицируются и в нижней таблице.

Примечание.   Если ударение для всех словоформ одинаково, то строка ударений не отображается. Если же и все окончания пусты́ (как в случае неизменяемых слов), то "кирпичики" не отображаются как не имеющие смысла.

Кнопка  /  – "способ кладки" – служит для отображения сокращенных окончаний или полных слов.

Например

Кнопка  /  – "звучание" – служит для отображения орфоэпической транскрипции звучания словоформ.

Ещё есть кнопка  /  – "снежинки" – служит для регулировки степени заполнения экрана в словаре синонимов Н.Абрамова и, соответственно, видима только при просмотре этого словаря.

4.1.2. Правка орфографического словаря

Правка орфографического словаря – довольно-таки непростой процесс, поскольку может затронуть как собственно орфографический словарь, так и справочники парадигм и схем ударений, а после него требуется частично переформировать словари всех форм. Кроме того, орфографический словарь существует в трёх ипостасях:

  • базовый – поставляемый в составе программы;
  • пользовательский (файл ru20.txt– имена файлов пользовательского словаря с префиксом "ru" для русского языка) – должен пополняться пользователем программы общеупотребительными словами, не вошедшими в базовый словарь; располагается в подкаталоге \RitmInMe\ABC;
  • словарь данного произведения (файл <имя файла произведения>.orf) – должен пополняться пользователем программы словами, специфическими для данного произведения и вряд ли представляющими ценность вне его контекста. Может располагаться где угодно, но лучше рядом с редактируемым файлом, либо в подкаталоге \RitmInMe\ABC.

Разделение орфографического словаря на базовый и пользовательские обусловлена громоздкостью базового словаря. Кроме того, есть утопическая идея, что пользователи будут обмениваться такими словарями, или пересылать их автору программы для пополнения базового словаря. Словарь данного произведения предназначен для того, чтобы не загрязнять словарь пользователя собственным словотворчеством, уникальными именами либо чем-то малоупотребительным. Впрочем, вести или нет эти словари – решать пользователю. Но править можно только пользовательский словарь и словари произведений.

Запускается правка орфографического словаря по кнопке  или соответствующему пункту контекстного меню.

    •A-D  - см. выше;
    •1  кнопка выхода из режима правки без сохранения;
    •2  кнопка общего отката (восстановление данных до редактирования);
    •3  кнопка вставки результатов редактирования в орфографический словарь;
    •4  кнопка удаления строки из орфографического словаря; при этом происходит так же удаление ссылок на это слово из словарей парадигм и ударений и удаление принадлежащих ему словоформ из словарей всех форм; в привилегированном режиме возможно (через контекстное меню этой кнопки) удаление одного описателя слова (если описателей в слове несколько); поскольку такое действие требует переформирования словарей всех форм и крайне маловероятно, то во фриварном режиме оно недоступно;
    •5  кнопка сохранения результатов редактирования;
    •6  тип слова; при попытке корректировки запускается пункт контекстного меню "Изменить тип парадигмы (немедленно) " – см.ниже;
    •7  род слова (имеет смысл для существительных и местоимений);
    •8  № окончания;
    •9  № варианта окончания;
    •10  № ударного слога;
    •11  установить все ударения в словоформах (расположенных после текущей и имеющих не меньше, чем текущая, слогов) равными заданному в (10);
    •12  изменить базовое ударение слова (см. примечание к п. 2.3.3.3); работает только в случае использования схемы ударений;
    •13  запретить текущее окончание (или отменить запрет);
    •14  переключатель режима редактирования (ударные слоги/окончания);
    •15  поле текста текущей словоформы (дублирует одну из словоформ, индицируемых в окне браузера); ударный слог отображается красным цветом;
    •16  поле редактирования варианта окончания;
    •17  поле длины базы слова; это подготовительное действие; чтобы оно возымело эффект, следует воспользоваться пунктом контекстного меню "Занести новую длину базы (немедленно)" – см.ниже;
    •18  кнопка выбора варианта окончания кликом мышки (вместо перебора переключателями (8) и (9));
    •19  рамка текущей словоформы;
    •20  признак исправления: ударный слог, отличный от начального – зелёным цветом (если словоформа стала безударной – весь текст зелёным); исправленное окончание – словоформа подчеркнута.

Примечание 1. В ходе редактирование включенное отображение исходников используемой парадигмы и схемы ударений соответствует состоянию слова до редактирования и синхронизируется только после запоминания результатов редактирования.

Примечание 2. Не все желаемые действия удалось (или оказалось целесообразным) оформить через кнопки. Некоторые имеются только в контекстных меню, вызываемых с кнопок по правой кнопке мыши. Так, например, индикация кнопки  означает возможность удаления варианта окончания, а добавление подварианта в существующий вариант реализовано только через пункт меню.

Кроме кнопок, можно пользоваться контекстными меню. Они привязаны ко всем элементам панели управления, расположенным после кнопки отключения редактирования ( ). Меню имеет две разновидности: для поля правки окончания и прочих элементов:

Поле правки окончания активизируется расположенным справа от поля текста текущей словоформы переключателем:  (при неактивном переключателе в поле текста можно кликом править позицию ударного слога). Как следует из подсказок в меню, завершить правку окончания можно по Enter (добавлю – или просто выходом из поля), отказаться от корректировки – по Esc, отменить правку без выхода из поля – по Ctrl-Z.

Оригинальная часть контекстного меню прочих элементов позволяет отменить изменения по текущей словоформе, а так же:

    •  удалить текущую словоформу;
    •  удалить все словоформы до конца парадигмы, начиная с текущей;
    •  добавить подвариант окончания для текущей словоформы;
    •  пометить текущий подвариант окончания для текущей словоформы как устаревший или снять таковую пометку;
    •  сделать местный падеж обязательным для редактируемых существительных или индицировать его в режиме редактирования как обычно (т.е. в случае наличия).

Совпадающая часть контекстных меню позволяет

    •  удалить один из описателей слова (если их несколько);
    •  изменить тип парадигмы, базируясь на их полном списке; это особенно актуально, если неудовлетворительно сработал механизм поиска подходящих парадигм по звучанию слова;
    •  установить новое значение длины базы слова.

Примечание.  Пометка "немедленно" в строке меню означает, что изменения будут внесены непосредственно в описатель слова без нажатия кнопки "Сохранить". Если пользователь сделал какие-то исправления в текущем слове, то они будут утеряны.

Прочие пункты повторяют функции кнопок: "Сохранить" ( ), "Прекратить редактирование" ( ) и "Отмена исправлений" ( ). А по пункту "Настройка словарей" запускается форма настроек (см. п.4.6).

Поскольку предусмотрена иерархическая система словарей "базовый / пользователя / произведения", то при корректировке словарей парадигм или схем ударений возникает неоднозначность – куда помещать результат. Причем ситуация усугубляется тем, что результатов может быть до 3-х: парадигма, схема ударений и собственно слово.

Со словом вроде бы всё просто: результат можно заносить в корректируемый словарь (или в словарь, на который ссылается корректируемый). Но только как же свобода выбора? Поэтому пользователю задаётся прямой вопрос (иногда – в трёх экземплярах): что с этим делать?

При корректировке орфографического словаря запоминается:

    •  новая парадигма в словаре парадигм (при необходимости);
    •  новая схема ударений в словаре схем ударений (при необходимости);
    •  новое слово в орфографическом словаре (отдельной строкой или описателем в уже имеющемся слове);
    •  все новые словоформы в словаре всех форм;
    •  все новые транскрипции в словаре всех обратных форм.

С его помощью можно:

    •  проконтролировать правильность отредактированных словоформ (здесь приведен пример нового слова, а в случае редактирования отличающиеся старые словоформы будут индицированы на желтом фоне);
    •  проконтролировать или выбрать словарь (и наименование для словаря произведения);
    •  выбрать режим корректировки словаря – создание нового слова или изменение существующего; впрочем, при неимении последнего в изменении оператору может быть отказано и произойдёт создание нового слова;
    •  отказаться от корректировки словаря.

Красными рамочками выделены варианты окончаний, отличные от исходных (исходные выведены на желтом фоне).

Естественно, программа позволит изменить что-либо только в том словаре, где помещается исходник. Если выбран словарь произведения, а поле справа от него пустое, то в него заносится имя словаря произведения по текущему файлу. Если имеющееся наименование оператора не устраивает, то можно отредактировать его или создать на базе имени одного из имеющихся файлов по кнопке ... (используется полный путь и имя файла, а расширение игнорируется).

Зато на "Отказ" можно нажимать невозбранно: вы вернётесь к редактированию слова и (после правки) можете снова предпринять попытку сохранить изменения. Правда, если кнопка "Отказ" нажата при сохранении слова, по результатам корректировки которого мы уже́ согласились сохранить парадигму и/или схему ударений, то будет задан вопрос – что с ними делать? Возможны варианты: таки сохранить или откат. Первое означает, что корректировали именно парадигму и/или схему ударений, а сохранение слова не обязательно (скорректированная парадигма и/или схема ударений и так на него повлияет). В принципе, в некоторых ситуациях такое решение программа могла бы принять и автоматически, но я не стал переусложнять код. К тому́ же, не хотелось накладывать жесткие рамки на место сохранения словаря.

Следует заметить, что корректировка уже существующих парадигм – занятие трудоёмкое и неблагодарное. Возможны неожиданные побочные эффекты, после корректировки парадигмы следует проверить и все схемы ударений, обслуживающие использующие эту парадигму слова... Впрочем, в текущей версии базы данных допустима некоторая вольность: если количество словоформ в варианте склонения слова меньше, чем количество описанных в схеме ударений, то избыточные подварианты ударений игнорируются.

4.1.3. Пополнение орфографического словаря

Используем кнопку  – "горшок с золотом". Вообще-то говоря, не знаю, будет ли кто-то пользоваться этой функцией (равно, как и редактированием словаря) кроме меня. Как уже́ вздыхалось выше, скорее всего, народ пойдёт по пути запоминания отдельных слов в словаре пользователя "Все формы"... Но формальное описание дам.

После нажатия этой клавиши показывается окно диалога, в котором пользователь может задать режим заполнения, тип и расположение словаря. В данном примере выбираем пополнение орфографического словаря пользователя.

За этим следует стандартный диалог открытия текстового файла и запрос подсказки о месте ударения в слове.

Ударный слог можно задать с помощью счетчика или кликнув по нему мышкой. При клике по согласной ударной становится предшествующая гласная. Нежелательное слово можно пропустить или вовсе прекратить пополнение словаря из этого файла (которое, впрочем, можно повторить позже – уже занесённые в словарь слова вновь предлагаться не будут). Фильтр тонкой настройки имеет смысл задавать, когда словарь пополняется группой однотипных слов – тогда последующий выбор придётся производить из меньшего количества (а при задании кода парадигмы нижеприведенный диалог упрощается).

На основании этих данных строится дерево вариантов, из которого пользователю предлагается (в меру своей грамотности) сделать выбор наиболее подходящего – такого, который нужно меньше всего править (более подробно о правке см. ниже). Вот первоначальный и конечный варианты:

В данном случае алгоритм сразу предложил самую подходящую парадигму. Но, поскольку слова различаются по длине, а исходная парадигма имеет оригинальную схему ударений, для достижения приемлемого результата пришлось сместить базовое ударение в слове на 3-й слог. В принципе, того же можно достигнуть, если выставить все ударения в слове на 3-й слог (переключателем и кнопкой ), а затем, выбирая словоформы по очереди кнопками , скорректировать ударения в последнем столбце (изменения отметились зелёным цветом). Но лучше всё же подобрать подходящую парадигму, используя соответствующие пункты меню.

Колонка рейтинга строится по аналогии со штрафными коеффициентами в рифмовнике, т.е. на основе обратного словаря орфоэпических форм. Как показывает опыт импорта орфографического словаря В.В. Лопатина, для 80% случаев парадигма с нулевым рейтингом является и наиболее подходящей. Ещё 15% случаев решаются несколькими кликами мышки. И в 5% приходится пускать в ход меры третьей степени – корректировать позиции ударений или искать подходящую парадигму в их полном списке с помощью фильтрации, интуиции и (от крайности) грамматики.

По окончанию корректировки (как и при обычном редактировании словаря) нажимаем кнопку . В приведенном ниже примере парадигма и схема ударений нашлись среди уже́ существующих. Три первых пункта активируют окно следующего диалога (для парадигмы, схемы ударений и слова соответственно):

Если исходный текстовый файл содержит орфографический словарь (признаком чего программа считает наличие в строке символа " /" и свыше 4-х символов после него), то пополнение проходит быстро, без лишних вопросов и с индикацией прогресса процесса в адресной строке браузера. Правда, перед таким пополнением следует вручную выставить словарь-приёмник в настройках программы.

По опыту импорта орфографического словаря В.В. Лопатина, отмечу, что алгоритм подбора сходных по звучанию словоформ работает очень хорошо. Если вы видите, что подобрано однокоренное слово, то парадигму можно не проверять. В более сложных случаях в первую очередь следует обращать внимание:

    •  для существительных – на соответствие рода и одушевлённости слова-образца и слова-претендента на вставку в словарь;
    •  для прилагательных – на краткие формы;
    •  для глаголов – на колонки настоящего и будущих времён, на повелительное наклонение, на деепричастные формы и на то, не предлагается ли глагольная форма вместо прилагательного.

О замеченных неудобствах. Форма пополнения словаря иногда как бы теряет управление. Один из вариантов – вы что-то делали с её встроенным браузером. Чтобы он отдал фокус, не потеряв текущего слова, следует кликнуть мышкой по "шапке" списка слов. Если не перерисовался список слов, следует кликнуть по текущей позиции дерева типов слов. От "заклинивания" переключения родов существительных мне помогал переход на ветку существительных вцелом. Впрочем, последняя пара ситуаций относится к "глюкам" и крайне редка.

Для удобства работы, при нахождении в списке нажатие на пробел соответствует занесению в словарь, а клавиша Esc – отказ от оного. Работа с ритмичностью от этого не пострадает (ударение проставлено), но в случае, если это слово снова случится в тексте, Вам снова придется делать выбор: заносить новое слово в словарь, или отказаться от этого.

4.2. Словари всех форм

Словарь всех словоформ состоит из строк вида "слово/описатели". Описатель в свою очередь состоит из номера ударного слога и ссылки на орфографический словарь (индекса). Если связи с орфографическим словарем нет (словоформа напрямую занесена в словарь всех форм), то ссылка пустая.

На экране слева мы имеем перечень слов со всеми вариантами ударений и индексами, справа – соответствующие им записи орфографического словаря. Вхождения текущего слова выделены желтым.

Словарь всех орфоэпических форм слов имеет похожий вид:

Словарь состоит из строк вида "код/описатели". Код формируется на основе орфоэпического вида, имеет весьма невразумительный вид и, чтобы не пугать Вас, не индицируется. Описатель – из ссылки на орфографический словарь (индекса) и номера варианта и подварианта окончания в парадигме. Поиск идёт по коду, что делает его применение практически невозможным для всех (кроме автора), сортировка – по коду же (в алфавитном порядке). Впрочем, такой поиск и не нужен – намного удобнее он реализован в виде рифмовника.

На экране слева мы имеем перечень слов с индексами, справа – соответствующие им записи орфографического словаря. Вхождения текущего слова выделены желтым.

4.3. Словари парадигм

Как видно из картинки, по парадигмам хранится информация посложнее:

Упорядочен словарь по двухбуквенному коду парадигмы. Код имеет некоторую претензию на мнемоничность, которая реализуется на первых двух сотнях парадигм каждого типа. Остальная информация в левой части носит вспомогательный характер: индекс в орфографическом словаре и соответствующий ему образец слова, использующий данную парадигму + общее количество таких слов. Если номер описателя в слове-образце больше единицы, то он выводится за индексом через двоеточие (но с правой стороны такой описатель помещается на первое место).

Для правой части имеет смысл кнопка , позволяющая увидеть содержимое парадигмы – набор вариантов и подвариантов окончаний.

Поиск возможен по коду парадигмы.

При хранении вариантов в описателе парадигмы используется некоторое кодирование:

    •  окончание для архаичных и простонародных форм предваряются символом " ?" (и выделяются цветом в области расшифровки);

        •  окончание для сравнительной степени прилагательных, образующихся с помощью приставки "по-", предваряются символом "П".

 

4.4. Словари схем ударений

Словарь схем ударений имеет похожий вид:

Упорядочен словарь по двухбуквенному коду схемы ударений. Остальная информация в левой части аналогична справочнику парадигм: индекс в орфографическом словаре и соответствующий ему образец слова, использующий данную схему ударений + общее количество таких слов. Если номер описателя в слове-образце больше единицы, то он выводится за индексом через двоеточие (но с правой стороны такой описатель помещается на первое место).

Для правой части по кнопке  можно увидеть схему ударений для всех вариантов и подвариантов окончаний.

Поиск возможен по коду схемы ударений.

4.5. Словарь синонимов Н. Абрамова

Словарь синонимов – чисто справочный, он не задействован в технологии программы. Как входящий в начальную поставку, он отнесён к базовым и не подлежит корректировке пользователем. Теоретически не лишними были бы и современные словари синонимов и а нтонимов, толковый словарь... Но на практике руки дошли только до вековой давности словаря синонимов Н. Абрамова, который был несколько переработан для нужд данной программы:

• убраны статьи, разъясняющие окончания слов;

• различные статьи, касающиеся одного слова или начинающиеся с одного и того же слова, объединены в одну статью с подстатьями;

• произведено минимальное кодирование, убраны повторы;

• по возможности унифицирован стиль цитирования (добавлены кавычки, авторство указано в скобках);

• реализован механизм ссылок на слова, следующие после указаний " см.", " ср." и " прот.", а так же на следующее и предыдущее слово в словаре.

Поскольку статьи данного словаря ко́ротки, то для него введено два режима: быстрый просмотр (по одной статье) и просмотр с максимальным заполнением страницы браузера (как вы догадываетесь, этот помедленнее будет). Переключение между режимами – через меню или кнопки  / .

Примечание.   В режиме индикации страницы браузера с максимальным заполнением не удалось сделать листание PgDn/PgUp полностью симметричным, поскольку степень заполнения окна броузера оценивается программой по принципу "лучше перебдеть".

4.6. Статистика словаря

Имея базу данных, грех не побаловаться статистикой. Так, по распределению ударений по слогам словоформ получаем:

Правда, эта статистика несколько "сдвинута" в сторону ударных слов. Особенно это видно по односложным словоформам, значительная часть которых в большинстве случаев употребления безударна. Разница в количестве словоформ в приведенной таблице и количеству строк в словаре всех словоформ объясняется тем, что словоформа с несколькими ударениями хранится в этом словаре одной строкой.

А вот полученные мною данные по подвижности ударений несколько смущают.

"Подвижность – это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода́ – во́ду, хожу́ – хо́дишь. Бо́льшая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение." (Владимир Круковер, "Орфоэпический словарь русского языка") http://dazor.narod.ru/russkie/slovari/krukover/krukover-all.htm

Проверка подвижности ударения по имеющемуся у меня орфографическому словарю и словарю всех словоформ даёт следующие результаты:

Всего парадигм в орфографическом словаре (по состоянию на 01.01.13) 98`708, из них со статическим ударением 87`835 (88%), а с подвижным ударением 10`873 (12%).

Всего слов в словаре всех форм 2`116`699, из них принадлежат к парадигмам со статическим ударением 1`732`683 (81%), а с подвижным ударением 384`016 (19%).

Различие между орфографическим словарём и словарём всех форм объясняется значительным влиянием глаголов: они многочисленны и парадигма глагола порождает до 149 словоформ. Кстати, если причастия считать отдельными парадигмами, то всего парадигм в орфографическом словаре 141`487, из них со статическим ударением 131`185 (92%), а с подвижным ударением 10`302 (8%) – почти те же 96% (правда, зеркально по смыслу).

Я не сторонник покушения на устои, да и чайник в лингвистике... Ежели неверно понял слова мэтра – буду благодарен за разъяснения. Такое впечатление, что говорилось о разных вещах или произошло наложение в терминологии – что считать словом. Впрочем, недавно я набрёл в интернете и на данные, схожими с моими.

P.S. По состоянию на 01.11.14 имеем:

Всего парадигм в орфографическом словаре 144`478, из них со статическим ударением 130`787 (90%), а с подвижным ударением 13`691 (10%).

Если причастия считать самостоятельными парадигмами, то всего парадигм в орфографическом словаре 199`841, из них со статическим ударением 186`805 (93%), а с подвижным ударением 13`036 (7%).

Всего слов в словаре всех форм 3`007`636, из них принадлежат к парадигмам со статическим ударением 2`530`862 (84%), а с подвижным ударением 476`774 (16%).

Попутать слова с парадигмами вряд ли возможно. Данный словарь основан на 2`193 парадигмах. Слова, построенные на 946 (44%) из них, используют только статическое ударение, 1`022 (46%) – только подвижное, 225 (10%) – и то и другое.

4.7. Статистическое исследование поэтического произведения

Ещё в этой группе есть функция "Сохранить словарь произведения", которая пишет в текстовый файл перечень всех употреблявшихся словоформ с указанием ударного слога. Может, кому и надо...

Хотя эта функция имеет и вполне утилитарное приложение – если Вы обеспокоены повторяемостью слов. Конечно, несерьёзно-максималистические нормы, предлагавшиеся братьями Гонкур, Флобером и Мопассаном (не ставить в тексте одинаковых слов ближе чем на расстоянии 400 слов, или даже 200 строк друг от друга) вряд ли применимы (тем более, в стихах), но что-то в этом есть. Просмотр словаря произведения позволяет выявить слишком часто или слишком близко встречающиеся слова, бороться с поэтическими затычками: "икотой" (чрезмерно частым употреблением союза "и"), "лишаём" (к месту и не к месту употребляемому слову "лишь").

Функция "Статистика стихотворного размера" выдаёт табличку процента соответствия строк произведения классическим размерам. Если файл содержит несколько фрагментов, то выдаётся запрос – требуется статистика по всему файлу или текущему фрагменту. Для примера, вот статистика стихотворных размеров, составляющих дольник, который использовал А.С. Пушкин при написании "Сказки о рыбаке и рыбке":

Хорошо видны преобладающие размеры: анапест, на который обратил в своих исследованиях внимание С. П. Бобров, и хорей, привлёкший внимание Б.В. Томашевского. Кстати, статистику можно получить и тенденциозно: если ограничиться 2-сложными размерами, то доля хорея почти достигнет 71%, а если отдать предпочтение 3-сложникам, то анапест займет 60%.

Функция "Обоснование стихотворного размера строки" выдаёт аналогичную табличку по текущей строке.

4.8. Онлайн-словари

Используемый в программе RitmInMe словарь "заточен" под поэтические нужды и уступает по объёму и функционалу иным онлайн-словарям. Поэтому в программе (через вкладку "Словари" главного меню или через контекстное меню) реализован доступ к онлайн-словарям: орфографическому, толковому и словарю синонимов. Естественно, онлайн-словарей много, но из меню доступно по одному словарю каждого типа. В настройках реализован выбор из списка. Сколько их там будет – отчасти зависит от Вас. Пишите, делитесь интересными словарями.

Если тип слова в словаре определён однозначно (или не определён вообще), то в меню наличны три пункта. Если же конкретной словоформе соответствует несколько типов слов, доступ к словарю осуществляется в два шага: сначала выбирается нужный вариант слова, а потом – интересующий словарь.

Если в настройках словарей указано "Открывать во встроенном браузере", то первоначально выбранный словарь открывается встроенным браузером программы, из которого можно перейти по тому же адресу во внешний браузер – кнопка "глобус". Встроенный браузер (по сути, Internet Explorer, но сейчас иногда удаётся подключить и Edge) имеет ряд недостатков, и можно указать "Открывать во внешнем браузере", но такую возможность дают не все онлайн-словари (только отмеченные в списке звёздочкой).

Кроме того, если Вы желаете пользоваться встроенным браузером на базе Edge, то потребуется сначала убедиться, что в перечне приложений установлена среда выполнения Microsoft Edge WebView2 Runtime. Скорее всего, она уже́ есть, но можно установить и вручную, скачав соответствующую (x86 или x64) версию с

https://developer.microsoft.com/en-us/microsoft-edge/webview2/#download-section

Edge – штука тяжеловесная, так что иногда приходится ускорять процесс расставания с ней при закрытии программы RitmInMe – во вкладке Настройки - Общие устанавливать "Форсированное завершение программы" и "Чистить кэш после завершения программы".

 


3. Рифмовник                   5. Настройки

                                  Загрузить программу
                                  Краткое описание